Что творится в Белоруссии: Почему раньше Батька во всем винил Запад, а теперь — Восток
Хлопающие люди и сигналящие машины — превратятся ли эти «детские» проявления протеста в Минске в настоящий Майдан?
В Белоруссии проходят акции протеста накануне выборов президента.Фото: Святослав ЗОРКИЙ
Изменить размер текста:AA
«РАССЛАБОН» ТУТ НАЗЫВАЕТСЯ «ПРОТЕСТОМ»
Две невзрачных колымаги тормозят на Проспекте Независимости. Выходят человек семь. Крепкие. Накаченные.
Цепляемся взглядами.
«Вперед!» — командует старший.
Парни быстро, без остатка смешиваются с возбужденной уличной публикой… И невидимой цепью идут на встречу. По опыту знаю — дело плохо. Счет пошел на секунды…
На улицах МинскаФото: Святослав ЗОРКИЙ
Потом местные скажут, что вроде бы научились вычислять бойцов. Те, что только не придумывали — переставали бриться, одевали «отмороженные» футболки, заменили рации на мобильники – не помогло.
Скучающего типа у метро опытный белорус вычислит быстро. Он даже суровую женщину, зачем-то стоящую посредине пустынной площади, на всякий случай обойдет за километр.
Но в этот раз в Минске народ увлекся… Не сосредоточился. Не почуял беду…
Вокруг стандартный белорусский «расслабон», который тут называется «политическим протестом».
Что творится в Белоруссии: Почему раньше Батька во всем винил Запад, а теперь — Восток
00:00
00:00
Хотя любому повидавшему хотя бы пару бархатных попыток революций, понятно, что это разве что самое-самое начало. Зародыш. Милое, кудрявое, голубоглазое дитя, которое не то что бить резиновой дубинкой, гладить хочется, восторгаться…
Стоят в аккуратной шеренге добропорядочные, прекраснолицые горожане и вроде бы просто… аплодируют.
Шеренга начиналась от филармонии, где собирал подписи кандидат в президенты Николай Козлов и уходила в горизонт километра на три… А дальше она рассыпалась и лениво дефилировала по проспекту. И хлопала. Просто хлопала…
Ни лозунгов. Ни «Лукашенко долой!». Ни-че-го!
Оппозиция вышла на улицы МинскаФото: REUTERS
Мимо едут машины и тоже просто сигналят. Если вслушаться – безумствует каждая третья. И сильно рискуют гудящие. Вокруг предельная концентрация гаишников, камер и возможностей получить по почте штраф. Но попробуй в этой сутолоке разбери…
На пешеходном переходе – спектакль. Зеленый свет на светофоре, пешеходы идут по зебре и хлопают. Машины стоят и гудят. Люди кланяются, машут водителям. Те в ответ.
Минск красиво гудел. Гуляют люди.
— Жаль, сигнал сломался, — жаловался подвозивший меня водитель. — Я бы сейчас душу отвел.
— Так долго терпели? – спрашиваю.
— Лет 20… – ворчит.
«Сограждане, акция не разрешена, – идет по цепи милиционер с мегафоном и добродушным лицом. — Просьба разойтись.
А власти действуют технологично. Перекрывают улицу для машин, чтоб не гудели. Закрывают метро. Потом отрубают интернет…
Белорусские оппозиционеры ведут сбор подписей за своего кандидата в президентыФото: REUTERS
«ПОЗВОЛЬ ИМ ДЕНЬ ПРОСТОЯТЬ — И ЗАВТРА МАЙДАН»
«Невидимые» парни выпрыгивают из толпы. Один прямо на меня. Он бежит в то мгновение, когда моя рефлекторно поднятая рука с телефоном застыла в нерешительности.
Фотографировать или нет?
Нет.
Опускаю руку. И тем спасаюсь. Боевик чуть меняет курс и атакует соседа. Паренька с рюкзачком, который руку с телефоном не убрал. Его просто сносят, на асфальте заламывают, отбирают телефон, пакуют и несут в машину. Туда закидывают еще троих. Потом еще…
— Да правильно Батька делает, — сказал мне один из минских друзей-политиков. — Позволь им день постоять — завтра вместо тысячи – десять придет. А потом сто. И все – Майдан.
«Всех не арестуешь»: Местный житель рассказал о живой цепи в Минске.
Следующий день Минск прожил невозмутимо, словно ничего и не было. Проспект Независимости был стерильно чист. И тих. Мои «друзья»-качки, действительно неисправимы – их видно издалека. Мрачно околачиваются на каждом углу, как рыбаки без клева.
Мирные акции протестаФото: Святослав ЗОРКИЙ
Хотя иногда фартит. Какой-то паренек в футболке с «погоней» (старинный герб Белоруссии) рискнул на проспекте купить кофе и исчез.
Опустел воскресный Минск.
Уехал приехавший, как говорят, разведать настроения Лукашенко, глава российского МИДа Лавров.
А собранные накануне Батькой европейские послы, видимо, сейчас ломают головы – что докладывать брюссельскому начальству?
Как объяснить – что случилось с белорусским президентом?
Что ждать после поразительных (а скорее нахальных) арестов главных его соперников — «газпромовского банкира» Виктора Бабарико (собравшего безумное количество подписей в свою поддержку – 426 тысяч) и блогера Тихановского?
С кем воюет на этих выборах Батька?
С оппозицией?
С Западом?
Или по братски — с Кремлем?
И главное – почему Батька, легко избиравшийся 25 лет, так занервничал?
В центре Минска накануне выборов президентаФото: REUTERS
ФЕНОМЕН БАБАРИКО
Самый популярный человек в Белоруссии теперь не Лукашенко.
Виктор Бабарико.
С этим даже бессмысленно спорить.
Включишь белорусский телевизор – Бабарико. Словно скопированный с советского «Крокодила» образ проворовавшегося буржуина, волокущего деньги в офшоры. На экранах блеют в раскаянии банковские подельники. Пачки денег, картины, готовые к переправке за рубеж (хотя эта коллекция белорусских художников вроде бы наоборот возвращена банком из-за рубежа, чем теперь глумливо пользуется оппозиция, распространяя изображения «Евы» в арестантской робе)…
Включишь белорусский интернет – Бабарико. Мученик. Всенародный кандидат. Тонны возмущений, океан проклятий и общая мысль: испугался Батька соперника…
Включишь телеграмм – тотальный Бабарико.
Уже не человек. А бездушное оружие. «Таран в руках хитроумных менеджеров «Газпрома».
В этом так прочно уверены официальные власти, что их гнев прорывается даже сквозь братскую дружбу народов.
«Кукловоды… опасаются, что наши действия приведут к получению данных и подтверждению их причастности к этой противоправной деятельности. Такими лицами являются, мы знаем, большие начальники в «Газпроме», а, может быть, и выше», — заявил председатель Комитета госконтроля Белоруссии Иван Тертель, сильно озадачив Москву.
Виктор БабарикоФото: GLOBAL LOOK PRESS
«Смотри-ка, «а может быть и выше», это кого он имеет в виду?! — разлетелось по Белоруссии кухонным шепотом – дескать не на шутку разозлился Батька. Быть беде.
Что с одной стороны вроде бы обычное дело для страны, где принято пугать население российскими олигархами.
Но с другой – Лукашенко неузнаваем. Никогда Батька не опускался до споров с соперниками, а тут что ни речь, то прозрачная угроза посадить.
Причем, если раньше во всем виноват был Запад, то сейчас намеки на давление с Востока достигли такой адской концентрации, что разорвало все привычные шаблоны и стереотипы.
(Как в шутку заметил местный политолог Петр Петровский: «Позиция Лукашенко проста – я единственный пророссийский политик в Белоруссии. Все остальные пророссийские политики будут сидеть»).
Но вопрос: «Что успело измениться со времен триумфальных для властей парламентских выборов-2019? Что случилось за каких-то шесть месяцев?» имеет до обидного банальный ответ…
Сверху — картина, изъятая у Бабарико, внизу — уличная сцена в Минске во время акций протеста. Фото: Татьяна Зинкович/ТАСС
ОШИБКИ ПРЕЗИДЕНТА
По словам того же Петровского, белорусы устали вовсе не от Лукашенко.
Народный оптимизм подкосил коронавирус.
— 2020 год начался хорошо, — говорит эксперт. — Людям выплатили новогодние премии, бюджетникам на 30 процентов подняли зарплаты. Но пандемия спутала все карты. Люди пребывали в депрессии. И тут Лукашенко повел себя опрометчиво. Он зря бравировал своей смелостью — мол я мужик, а вы тряпки. Люди выросли в патерналистском обществе – и разозлились: «Да, мы слабые. Но ты будешь над нашей слабостью издеваться?».
Александр ЛукашенкоФото: GLOBAL LOOK PRESS
Но эта оплошность, по мнению Петровского, не трагическая.
— Большинство протестного электората не приходит на выборы. Они голосуют ногами. Что на пользу Лукашенко, – говорит он. — К тому же те, кто критиковал президента за безразличие к пандемии и боролся за самоизоляцию, уже через неделю, забыв о вирусе, резвились на митингах Бабарико. Уверен, через месяц они будут резвиться на митингах Цепкало (еще один кандидат в президенты, – ред.) и забудут про Бабарико.
Да рейтинг президента, по словам моих источников, растет. По закрытым социсследованиям он уже около 45 процентов.
Но большинство минских экспертов считает, что Батька совершил тяжелые ошибки, и теперь ему предстоят самые сложные выборы в его жизни.
— Похоже 26 лет несменяемости дают себя знать, – говорит минский политолог Валерий Карбалевич. — Власть перестает действовать осторожно и логично. Причем ошибки совпали с неблагоприятной мировой обстановкой, экономическим кризисом и печальным фактом: белорусская экономическая модель, похоже, исчерпала свой ресурс. За последние десять лет средняя зарплата не увеличивается. Она сейчас около 500 долларов, как и 10 лет назад. Но и доллар за это время на 20 процентов девальвировался. А весной все покатилось как снежный ком. К обиде на Лукашенко за его отношение к вирусу (дескать, умершие сами виноваты, играли бы в хоккей, не умерли бы) прибавилось раздражение учителей. Школы не закрыли. Но на уроки приходили 30-40 процентов учеников, а значит приходилось вести еще дистанционные занятия, которые не оплачивались. И шалости, которые раньше Батьке прощались (например, появления в загадочном обществе молодых, красивых девушек) теперь вызывает дикое раздражение.
Люди аплодируют проезжающим машинамФото: Святослав ЗОРКИЙ
Кроме того, по словам местных политиков, Лукашенко неожиданно потерял удобных спарринг-партнеров из непутевой белорусской оппозиции. Та по обычаю разругалась и приготовилась как прежде «слить» выборы, но тут появились удивительные для Белоруссии кандидаты – не политики, а серьезные управленцы. Бабарико – банкир. Цепкало – создатель местной Силиконовой долины (Белорусский парк высоких технологий), породивший знаменитый «Ворд оф танкс».
Похоже, команда Лукашенко только сейчас просчитала – насколько все плохо.
И масштабы той мобилизационной бури, которая прокатилась по властным кабинетам, можно представить по оговорке директора института социологии Геннадия Коршунова.
Он заметил, что апрельский рейтинг Лукашенко в Минске — 24 процента.
Люди в штатском фиксируют на видео происходящееФото: Святослав ЗОРКИЙ
Других официальных цифр нет. А так как несанкционированные соцопросы в Белоруссии теперь запрещены законом, остается ждать начала избирательной кампании. Чтобы, например, проверить версию скептиков.
Они считают, что не так важно – кого зарегистрируют в кандидаты. В любом случае, Лукашенко придется решить тяжелую задачу – выиграть, когда его противники будут голосовать солидарно. За любого из оставшихся. Как выразился один из митингующих:
«Хоть за черта лысого, лишь бы не за Батьку.»
В Минске на акции протеста задержаны несколько человек.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Минск искрит перед президентскими выборами. Объясняем, что происходит в Белоруссии
Допустят ли на выборы главного кандидата от оппозиции, находящегося в СИЗО КГБ республики? (подробности)
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Николай Стариков: Лукашенко купил нефть у США, чтобы они не мешали ему победить на президентских выборах
00:00
00:00